Вязьма – Родина Бориса Годунова?

Автор статьи Алексей Николаевич Пугачев

Великий царь и его время.

Как его современниками, так и нынешними исследователями Борис Годунов безоговорочно признан монархом, обладавшем выдающимися способностями российского самодержца, добившимся для России значительных успехов не только во внутренней, но и во внешней политике. После Ивана Грозного при нем продолжалось укрепление самодержавной власти и централизация русского государства. Б.Ф.Годунов все свои усилия направил на ликвидацию хозяйственного кризиса, что привело к запрету по всей стране свободного перехода крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день – 26 ноября по старому стилю.

Вот из-за чего и родилась известная поговорка. Он ощутимо расширил территориальные рубежи Руси – от возвращения утраченных земель вдоль Финского залива до освоения богатейших просторов Сибири. При нем сильно активизировалась внешняя торговля. Значение Москвы возросло на Северном Кавказе, в Закавказье и Поволжье, в связи с чем авторитет Руси на международном уровне многократно увеличился.

Природа реки Хопер. Отдых у реки.

Борис Годунов оставил след в истории как великий градостроитель, при котором возникли десятки новых крепостей, со временем превратившихся в большие города, не один раз защитивших наше Отечество от нашествия иноземных армий. Лично он заложил мощную каменную крепость в Смоленске, почти на два года задержавшую польскую интервенцию в начале 17 века. Крепость сохранилась до наших дней как великий памятник ее основателю, искренне заботившемуся об укреплении русских рубежей. При нем в Москве построены Белый и Земляной города, ставшие военными укреплениями, на Красной площади – каменное Лобное место и колокольня Ивана Великого. Начатые в те времена обширные крепостные и церковно-монастырские строительства давали многим простым людям единственную возможность для заработков.

Но правление царя Бориса было далеко не безоблачным. В 1601 Русь поразил неслыханный голод, сопровождавшийся в течении трех лет массовыми грабежами, убийствами и даже людоедством. Люди озверели, от голода умирали тысячами. Граф и писатель М.В.Толстой в своей книге “История русской церкви” рассказывает о том, что Борис Годунов велел отворить царские житницы, убедил духовенство и знать продавать хлебные запасы по низким ценам, отворил казну и сам раздавал целые кучи серебра голодному народу. Но, не смотря на предпринятые им энергичные меры по смягчению последствий всеобщего голода, свой пошатнувшийся авторитет ни обильными милостями, ни состраданием он вернуть не сумел.

Имея в своем характере нужные черты осторожности и дальновидности, обладая огромной волей и умом, Борис Годунов страдал излишней подозрительностью. Опасаясь за свой царский трон, он стремился “все видеть и слышать”, по поступавшим ложным наветам и доносам он обрушил на многих невинных репрессии.

Последствия голода вызвали сильные народные недовольства, приводившие к восстаниям, жестоко подавляемым годуновским правительством. Из подчинения царской власти выходили целые города-крепости. Большие волнения охватили юг Руси. Непоколебимую верность Борису Годунову сохранили немногие. Примечательно то что среди них был небольшой смоленский город Вязьма. Отдельные царские уступки крестьянам и правящим верхам спасти положение уже не могли.

Время правления Б.Ф.Годунова близилось к завершению. Его непримиримые враги, польские магнаты, для которых русский царь оказался слишком неуступчивым, воспользовавшись сложной в России ситуацией для захвата московского трона, в 1604 году направили в вооруженный поход своего ставленника, беглого монаха Григория Отрепьева, объявившего себя спасшимся сыном Ивана IV – царевичем Дмитрием, поэтому вошедшим в историю первым самозванцем Лжедмитрием I. В самый разгар борьбы с ним 13 апреля 1605 года русский государь Б.Ф.Годунов скоропостижно умер.

Взошедший на престол его малолетний сын Федор и его мать 1 июня 1605 года, во время народного восстания в Москве были убиты. Династическое правление Годуновых не состоялось, в Москве воцарился самозванец.

Многие историки считают Бориса Годунова истинным заказчиком убийства в Угличе в мае 1591 года девятилетнего царевича Дмитрия, который в предстоящей схватке за царский трон, как последний сын Ивана Грозного, имел очень высокие шансы, а значит, был главным соперником фактического правителя-боярина Б.Ф.Годунова. появление первого самозванца, взявшего имя Дмитрия, и трагическая гибель царской семьи Бориса Годунова поразили злым бумерангом новую самодержавную династию. Народная мудрость здесь вновь оказалась права, что любое благое дело, начатое неправедным путем, всегда заканчивается печально. Впрочем, бытует и другая версия, исходя из которой царевич Дмитрий погиб в результате несчастного случая, а его смерть выгодно использовали лютые враги царя Бориса в стремлении свергнуть его с престола или очернить память о нем.

В исторической литературе Борис Годунов впервые упомянут в 1567 году, когда состоял на службе в опричном дворе при Иване Грозном. Его карьерный рост связан с женитьбой на дочери Малюты Скуратого-Бельского – Марии. В научных работах А.В.Шишова указано, что воспитатель юного Бориса, родной дядя Дмитрий Годунов сперва был рядовым опричником, затем постельничим у Ивана Грозного и другом Малюты Скуратова-Бельского, на дочери которого и женился его воспитанник, будущий царь Борис. С 1580 года Борис Годунов стал кравчим, а в конце 1580 года – боярином. После смерти Ивана Грозного в 1584 году царем был объявлен его сын Федор – больной и неспособный к государственной деятельности человек. Именно при нем Борис Годунов состоялся как крупный политический деятель, вначале проявив свои способности, став одним из видных членов правительства. В 1587 году он одержал верх в упорной внутридворцовой борьбе и превратился в фактического правителя Русского государства, единолично решавшего все внутренние и дипломатические вопросы.

Высокое положение боярина-правителя усиливалось супружеством его родной сестры вначале с царевичем, а затем с царем Федором, последним царствующим представителем династии Рюриковичей. После смерти царя Федора Ивановича правительницей провозглашалась его супруга царица Ирина, но она, отказавшись от царства, ушла в монастырь.

В разгоревшейся в Боярской думе серьезной борьбе за власть при поддержке Патриарха Иова Б.Ф.Годунов одержал победу, и 17 февраля 1598 года на земском Соборе он стал первым избранным русским царем. Так настало время царя Бориса. Хотя по существу ни чего не изменилось, ведь самодержавная власть досталась тому, кто и так более 10 лет властвовал неограниченно.

О чем говорят историки…

Сильная и властолюбивая фигура Бориса Федоровича во все времена притягивала особое внимание историков и писателей. Но, к сожалению, в книгах до последнего времени точный год и место рождения этого царя не указывались. Можно было лишь прочесть, что он родился около 1552 года. Родом из костромских бояр. Сын боярина Федора Годунова, предки которого являлись выходцами из Золотой Орды. Поэтому целым поколениям вязьмичей было трудно себе представить, какие тесные, и как появились теперь сведения, очень близкие родственные связи есть у нашего древнего города с этим великим русским государем. Еще в вышедшей в 1890 году книге И.П.Виноградова “Исторический очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII века” можно прочитать, что в 1596 году во время проезда боярина и правителя Руси Б.Ф.Годунова в Смоленск. Где он заложил мощную крепость, он прежде остановился в Вязьме, где посетил свои родовые вотчины.

Как известно, преподаватель истории вяземской гимназии И.П.Виноградов был очень скрупулезным исследователем, не допускавшим каких-либо серьезных ошибок, и его книга по сей день является самым ценным и авторитетным источником. Так вот, упоминание автором книги о родовых вотчинах уже тогда могло навести на мысль о близком родстве Бориса Годунова с вяземской землей. То есть под Вязьмой правитель Руси имел не приобретенные, не подаренные , а именно доставшиеся по родству земли (по родству имеются ввиду в первую очередь родители).

К сожалению, с тех пор более детально у нас этот вопрос ни кто не изучал. Но в 1998 году в Москве в издательстве ”Рипол классик” увидело свет научно-популярное издание “История России для детей и юношества” ( в шести томах), где во втором томе “От царства к империи 1462-1725” на странице 106 о Борисе Годунове гворится, что его предки были коренными костромичами, но Борис родился в 1551 году в семье вяземского помещика средней руки. Далее сообщается, что отец рано умер, и заботу о малолетних племянниках взял родной дядя – Дмитрий Годунов, при котором, как мы уже говорили выше, юный Борис начал быстрое восхождение при царском дворе. Как мы видим , в этом труде впервые приводится точный год и место рождения Б.Ф.Годунова. автором этого тома является кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны России А.В.Шишов. Эта научная серия под его председательством имеет редколлегию, в которую вошли шесть кандидатов и докторов исторических наук. То есть напечатанные там сведения не являются художественным вымыслом какого-то писателя, а получили довольно серьезную научную оценку. Опубликованные здесь данные о рождении Бориса Годунова в семье вяземского помещика полностью совпадают со сведениями И.П.Виноградова, написавшего о родовых вотчинах Б.Ф.Годунова под городом Вязьмой. Сопоставив эти два научных труда, мы получим один и тот же вывод – царь Борис Годунов является нашим земляком – вязьмичем.

Читая исторический труд И.П.Винроградова, в этом убеждаешься еще больше. Автор пишет о земельных владениях и рыбных ловлях Годуновых в Вязьме. Это видно из Писцовых книг князя И.Ф.Волконского за 1627 год. Там же – в числе бояр, которые в правление Елены Глинской (1533-1538), были на приеме послов, хотя и не жили в Боярской Думе, из Вязьмы упоминается Годунов. Этим боярином вполне мог быть дед или отец будущего царя. Во всяком случае отец Бориса – Федор Годунов был боярином, и если он не жил в Москве при Думе, тогда он в столицу приезжал из своего поместья, в данном случае из Вязьмы. А значит этим вяземским боярином, участвовавшим в приеме послов. Вполне мог быть отец Бориса Годунова.

Теперь проясняется и другой факт, приведенный И.П.Виноградовым в его книге. В ноябре 1603 года царь Б.Ф.Годунов в глубокой скорби о смерти своей сестры царицы Ирины прислал в Вязьму на ее помин в Соборную церковь, а также для раздачи бедным значительную сумму денег. Как мы понимаем, во все русские города царь большие суммы разослать не мог, казна просто бы опустела, а значит Вязьма, вероятнее всего, была выбрана потому, что царица Ирина Федоровна, как и ее брат Борис, имела прямую родственную связь с нашим городом. Теперь более понятным становятся описанные И.П.Виноградовым и другие поступки Бориса Годунова: он выделил в Вязьму государственные средства для перестройки главного Никольского храма на Соборной горе, подарил редкие печатные богослужебные книги, а также наделил мужской Иоанно-Предтечев монастырь большими земельными торговыми и речными владениями. Более того, автор сообщает, что Вязьма считала Б.Ф.Годунова своим согражданином, которому была обязана многими его щедротами и благодеяниями.

В чем причина такой глубокой любви царя Бориса к городу Вязьме? Как известно, к своей малой родине каждый из нас относится с повышенным уважением. Не исключением в проявлении таких патриотических чувств были и царствующие особы, к их числу следует отнести и Бориса Годунова.

Хотя все-таки может возникнуть вопрос: почему, перечислив все эти факты, И.П.Виноградов не сказал твердо о вяземском происхождении Бориса Годунова? Наверное, авторитетный исследователь считал достаточными приведенные им убедительные примеры, чтобы стало очевидным, где находится малая родина царя. Тем более в своей книге автор упоминает и деревню Годуново на Духовщинской дороге в Вяземском уезде, по преданию принадлежавшей царским вотчинам, приносившим Борису Годунову огромные доходы. А в Вязьме, по свидетельству старожилов, у Фроловского моста ему принадлежала водяная мельница и рыбные ловли. Кстати, деревня Годуново сохранилась до наших дней, она находится на территории Артемовского сельского округа Вяземского района в 16 км западнее города Вязьмы. В книге историка И.И.Орловского “Краткая география Смоленской губернии”, вышедшей в Смоленске в 1907 году, упоминается село Ново-Никольское в 8 км на северо-востоке от Вязьмы, также принадлежавшее Борису Годунову. Есть и еще одна деревня, носящая царскую фамилию – Годуновка вблизи села Хватов Завод в 30 км южнее Вязьмы.

Все эти сельские населенные пункты сохранились до наших дней и входят в современные границы Вяземского района (кстати, других деревень и сел с подобными названиями – Годуново и Годуновка и т.д. в Смоленской губернии не существовало). Сейчас трудно установить, где под Вязьмой земли достались Борису Годунову по родству, а где они ему были пожалованы. Но с большей долей вероятности можно предположить: если отец царя Федор Годунов являлся вяземским помещиком средней руки, тогда в силу своих не высоких доходов он мог проживать в пределах своих вяземских владений, где и могли родиться его дети.

В вышедшем в Москве в 2002 году в издательстве “АСТ” научно-популярном издании Р,Г.Скрынникова “Борис Годунов” можно узнать, что предки царя Бориса, бывшие костромские бояре Годуновы, стали вяземскими помещиками. Это же издание сообщает, что отец царя рано умер и юные Борис и Ирина, будущие царь и царица, воспитывались в вяземском поместье своего дяди, брата отца Дмитрия Годунова, который, по свидетельству Вяземских писцовых книг, из своего сельского поместья под Вязьмой был зачислен в опричный корпус Ивана Грозного, взяв с собой своих племянников. Таким образом, приведенные в этом издании сведения историка-исследовтеля А.Г.Скрынникова совпадают со сведениями ведущего военного историка А.В.Шишова. Теперь можно обоснованно сообщать о вяземском происхождении царя Бориса. В свое время Вязьма стала столицей Руси, теперь появились основания считать ее родиной великого царя.

Автор статьи Алексей Николаевич Пугачев

    Поделись с друзьями!

    Обсудить на НТ
    Рекомендуем прочесть:
Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Комментировать